фбжжvkютубгу одл

В Варшаве обсудили судьбу военных памятников

В Варшаве обсудили судьбу военных памятников
Польское мемориальное общество «Курск» 12 октября впервые созвало международное ветеранское сообщество для поиска единой точки зрения и принятия петиции от всех заинтересованных сторон, призывающее власти Польши выполнять взятые на себя международные соглашения и обязательства по увековечению памяти советских воинов, освободивших страну от нацизма.

Встречу инициировала российская сторона, организовал конференцию председатель польского мемориального общества «Курск» Пан Ежи Тыц. Россию на международной конференции представили общественные организации, среди которых крупнейшая российская ветеранская организация «БОЕВОЕ БРАТСТВО».

Ранее первый зампред «БОЕВОГО БРАТСТВА», депутат Госдумы Дмитрий Саблин дал оценку закону польских властей, который предусматривает снос советских памятников.

«Неблагодарность — это подлость, полное отсутствие благородства. Выдающиеся нации умеют быть благородными. Очень жаль, что эти качества растеряли сегодняшние поляки. Неужели они думают, что убрав памятники освободителям, они сотрут память о прошлом? О 600 тысячах советских солдат, погибших за Польшу? О роли, которую сыграла предвоенная Польша? О растерзанной в 1938 году Чехословакии? О восстании в варшавском гетто, не поддержанном польскими политиканами? Об уничтожении поляками евреев в Едвабне? О послевоенных территориальных приобретениях, полученных благодаря Советскому Союзу? Память об этом уничтожить невозможно, как и память о тех поляках, которые героически сражались с нацизмом», — заявил Дмитрий Саблин.

Оценка России на действия польских властей пока не влияет. 8 сентября в городе Тшчанка был разрушен мавзолей на братской могиле воинов Красной Армии. Выработка мер, направленных на предотвращение сноса и разрушения памятников, стала целью международной конференции. Речь идет не только о спасении 230 монументов, но и о процессе уничтожения и искажения исторической памяти, так считают в «БОЕВОМ БРАТСТВЕ».

«Участники конференции приняли обращение к Сейму Республики Польша, где высказали свою позицию. Она заключается в том, что борьба с памятниками — это прямой путь к пересмотру итогов Второй мировой войны, а это является прямым нарушением международных соглашений, которые документально закреплены и соблюдаются десятки лет. Это обращение подписали организации, которые представляют интересы более двух миллионов ветеранов», — сказал заместитель председателя Всероссийской ветеранской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Геннадий Шорохов.

За трибуной конференции выступили 30 докладчиков, среди них и представители польской интеллигенции, и ветераны Польши, которые уверены в том, что снос памятников — это фактически попытка вбить клин между Польшей и Россией.

«Для нас памятники воинам, погибшим в борьбе с фашизмом, — это часовые, которые стоят на посту, охраняют покой павших и символизируют защиту от фашизма на этой территории. В Польше нам рассказали, что позиция местных властей более лояльна и прагматична. Они в большей степени отражают мнение простых поляков, но испытывают сильное давление со стороны президента и его сторонников, когда пытаются ухаживать за памятниками и восстанавливать их», — говорит Геннадий Шорохов.

Это не единственный случай, когда в международный диалог ветеранов вмешивается политика той или иной страны, так считает зампред «БОЕВОГО БРАТСТВА».

«У нас были хорошие контакты с ветеранами США. К сожалению, их ветеранские организации поддались сильнейшему давлению: власти Америки не хотели, чтобы они с нами контактировали. Мы поддерживаем связь и сегодня и знаем, что ветераны США поддерживают нашу позицию. Отстаивая памятники, мы не просто защищаем историю — мы стоим на тропе борьбы с неофашизмом», — говорит Шорохов.

Участники конференции в Варшаве создали рабочую группу по содействию и рассмотрению вопросов сохранения советских памятников и мемориалов в Польше. Ранее 12 октября «БОЕВОЕ БРАТСТВО» приняло участие в открытии восстановленного в Сербии памятника воинам — жертвам Второй мировой войны.

Фото: Виталий Рагулин

Источник